Как анализировать результаты выступления в соревнованиях по спортивной радиопеленгации

Тип статьи:
Авторская

Секретная инструкция Контура.

Анализ дистанции имеет смысл только в том случае, если спортсмен четко представляет себе цель, с которой проводится анализ дистанции.

В корне неверным является подход, когда анализ проводится с целью только выявить допущенные ошибки. Простая констатация факта допущенной ошибки не решает проблемы искоренения подобных ошибок в дальнейшем. Дело не только в «позитивном» или «негативном» подходе. При анализе нужно постараться найти первопричину потерь времени на дистанции.

Например, при неудачном выходе в точку ближнего поиска, часто констатируется факт ошибки в ориентировании, и на этом стадия анализа заканчивается. На самом деле ошибка в ориентировании может иметь множество причин. Это может быть слабое владение основными техническими навыками — отслеживание, определение расстояний и направлений. Это может быть тактический пробел — неверно оценена скорость движения и надежность ориентирования на тех или иных вариантах. Ошибка может скрываться и на тактическом уровне спортивной радиопеленгации. То есть двигался «куда покажет» без планирования точки куда необходимо выбежать к началу следующего сеанса. Ошибка может скрываться и на психологическом уровне — пропустил значимую привязку, допустил элемент «халявы», понадеялся на случай, допустил посторонние мысли, агрессию, что неизбежно привело к неадекватному восприятию ситуации, и как следствие, к ошибке.

Цель предлагаемой работы, помочь спортсмену-«охотнику» провести грамотный и глубокий анализ выступления на соревнованиях, с целью выработать комплекс мер, позволяющий избежать таких ошибок в дальнейшем.

Анализ выполнения.

Что для этого нужно? Две разноцветные авторучки или два фломастера, карандаш, резинка, линейка, транспортир, курвиметр или нитка.

Первая стадия — подготовка исходных данных.

  • 1. Перенести пеленги с планшета на карту. (Для экономии карт лучше использовать ксерокопию или сделать выкопировку на кальку крупных граничных ориентиров и фрагментов вдоль пути движения. )
  • 2. Нарисовать на карте точное местоположение всех лис.
  • 3. Нарисовать свой путь движения по дистанции. Участки пути, на которых движение осуществлялось с пробелами в ориентировании, и восстановленные на стадии анализа — нанести пунктиром или другим цветом. В тех участках, где отслеживание было потеряно, и путь движения не восстановлен, «нитка» пути должна иметь разрыв.
  • 4. Указать время обнаружения лис и взятия пеленгов. Желательно с точностью до секунды. При невозможности — хотя бы с точностью до минуты, с уточнением — в начале цикла такой-то лисы, в середине цикла, под конец цикла. Рассчитать время, затраченное на каждый перегон. Желательно разметить нитку пути по минутам.
  • 5. Измерить ниткой или курвиметром длину пройденного пути.
  • 6. Измерить длину дистанции по «птичьему полету» по вашему варианту обнаружения.
  • 7. Измерить длину оптимального варианта, если спорно, то длины наилучших вариантов.

Вторая стадия — анализ действий на старте.

Основная задача первых пяти минут — определить с какого КП начинать обнаружение. Поэтому необходимо определить насколько успешно была решена эта задача, какие ошибки допущены.

  • 1. Сформулировать тактический план, который был принят перед стартом (куда выбегать и т.д.).
  • 2. 1-я минута. Где находился в этот момент? Пеленг на лису №1, можно ли по нему делать какие-нибудь выводы?
  • 3. 2-я минута… и т. д. до 5-й минуты.
  • 4. С какой лисы буду начинать? Почему?
  • 5. Куда необходимо выбежать к началу сеанса первой по варианту лисы? Каким путем? Какие лисы буду пеленговать по пути и с каких точек?

Третья стадия — анализ действий по обнаружению первой (по варианту) лисы.

Обнаружение первой по варианту лисы как правило отличается от обнаружения последующих лис. Причина в том, что для первой лисы часто отсутствует пересечение пеленгов. На этом этапе также решается задача по определению точек выхода на последующие лисы.

  • 1. Был ли четкий тактический план? (см. п. 5 предыдущего этапа анализа).Насколько он был реализован? Причины неполной реализации (пропустил сеанс, заблудился и т.п.)
  • 2. Откуда и на какие лисы брал пеленги? Какая лиса будет следующей?
  • 3. Где находился во время второго сеанса первой лисы? Решил ли приступать к ближнему поиску или взял уточняющий пеленг? Что повлияло на решение? Верно ли было принято решение? Удалось ли обнаружить лису? Если нет, то где находился по окончании цикла, какой последний пеленг? Если лиса не взята, то куда предполагал выйти к началу следующего цикла (см. п. 5 предыдущего этапа)?
  • 4. Отвечать на вопросы п.п. 1-3 до момента обнаружения лисы.
  • 5. Лиса обнаружена. Ее точное местонахождение. Имел ли представление о точке выхода на следующую лису? Уход с лисы.

Четвертая стадия — анализ действий по обнаружению последующих лис.

  • 1. Точка выхода к началу сеанса следующей лисы. Путь движения к ней. Откуда и когда буду пеленговать остальные лисы?
  • 2. Выполнение намеченного плана. Прошел ли запланированным маршрутом? Удалось ли пропеленговать запланированные лисы? Если нет, то почему?
  • 3. Где находился во время сеанса лисы? (далее см. п. 3 предыдущего раздела до обнаружения лисы).

Пятая стадия — анализ действий при движении к финишу.

  • 1. Где находится последняя лиса? Каким путем запланировал бежать на финиш?
  • 2. Удалось ли выполнить план? Если нет, то почему?
  • 3. Слушал ли приводной маяк?
  • 4. Насколько удачно выбежал в начало финишного створа?

Шестая стадия — выводы о пройденной дистанции.

Ответь на вопрос: «Насколько четко я представлял свое местонахождение, ситуацию и имел четкий план действий на протяжении всей дистанции?»

Если на вопрос можно дать 100%-ный ответ, то пройденная дистанция достойна мастера и результат должен соответствовать расчетному (естественно с учетом физической готовности). Если тебе удалось достигнуть такого результата, остается еще раз проиграть в памяти все выполнение, начиная с момента прибытия на старт, можно ранее. Постараться вспомнить о чем думал, что чувствовал. Твоя цель — суметь возродить эти ощущения на следующей дистанции. Анализ же резервов физической и технической подготовки предоставь тренеру.

К сожалению, чаще на протяжении дистанции встречаются «белые пятна» — потеря ориентирования, сумбурные, хаотичные действия, отказ от «додумывания» до конца. В большинстве подобных случаев, причина кроется не в отсутствии каких-либо знаний и умений, а во внутреннем состоянии спортсмена задолго до потери полного восприятия ситуации.

Дальнейший анализ должен идти по пути выявления отклонений от оптимального психологического настроя.

Оптимальный настрой перед стартом должен быть примерно следующим: «Я долго готовился к этим соревнованиям. Я владею всеми техническими навыками. Я отлично ориентируюсь. Я внимателен и сосредоточен. Я могу быстро передвигаться по любой местности. Ничто не может помешать мне пройти дистанцию без потерь. Я должен делать то что умею, не отвлекаться на посторонние раздражители». Следует избегать мыслей о результате, соперниках и т.п. — обо всем, что не имеет отношения к идеальным, качественным действиям на дистанции. Конечно, просто отогнать мысль, о догнавшем сопернике или предполагаемом результате нелегко. Нужно попытаться перенаправить мысль в созидательное русло: «Меня догнали. Значит я был недостаточно внимателен и допустил ошибку. Теперь БЛАГОДАРЯ сопернику, я смогу собраться и пройти оставшуюся часть дистанции без потерь» «Приятно занять первое место. А значит я должен быть предельно собран...».

Таким образом выявив ошибки, лежащие на поверхности и прояснив их первопричины, нужно мысленно пройти дистанцию еще раз, отчетливо представляя образы карты, местности и эфира, и придерживаясь идеальной мыслительной модели.

Только в этом случае анализ перестанет быть формальной процедурой, и станет мощнейшим и безграничным инструментом повышения твоего мастерства.


02.07.2014
1490

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!