Радиоспорт и спортивная радиопеленгация. Программа развития вида спорта и его дисциплины.

Тип статьи:
Авторская
Источник:

Статья со старого сайта. Много философских размышлений об уровне развития спортивной радиопеленгации в России и путях его повышения.

Некоторые положения статьи уже устарели, однако, это не делает ее менее полезной для изучения всем, кто заинтересован в развитии молодежного радиоспорта.

Сначала несколько замечаний:

Почему радиоспорт?

В первую очередь потому, что для признания государством вида спорта необходимо чтобы он культивировался не менее чем в половине субъектов федерации. СРП давно на такую географию не тянет.

Что мы понимаем под развитием?

1. Международная результативность — пока еще не жалуемся.
2. Массовость занимающихся.
3. Географическое покрытие.
4. Известность вида (дисциплины) среди населения.
5. Наличие соответствующих «институтов» — в смысле системы подготовки кадров, спортшкол, предприятий по аппаратуре, организаций проводящих соревнования, издательств и т.п.
6. Наличие методической и публицистической литературы.
7… придумайте сами ..........

Могу заметить, что все перечисленное есть вещи вполне измеримые, а значит и управляемые.

Я хочу порассуждать о массовости и географии радиоспорта и спортивной радиопеленгации- как о довольно связанных понятиях.

Какие факторы влияют на уровень развития?

1. Кадры.
2. Аппаратура.
3. «Крыша» — т.е. помещение + зарплата для кадров.

«Крышу» при желании можно найти в любом регионе. К сожалению уровень зарплаты неконкурентоспособный.
Значит вытекает еще один фактор, который влияет на кадры — это оплата труда или возможность зарабатывать на стороне. Во втором случае «кадр» работает в качестве «хобби». И я считаю, что это вполне имеет право на жизнь.

Кадры — главную проблему я назвал. Но если даже сейчас предложить зарплату побольше, кадры из ниоткуда не возьмутся. Значит их нужно готовить. Кто будет готовить и из кого?
Кто — пока еще решаемо. Организовать семинары, мастер-классы, курсы и т.п. задача вполне реальная. А вот из кого? Нужны желающие. А значит нужно их выявлять и создавать некую кадровую базу данных.

Аппаратура.

Здесь замкнутый круг: Производить невыгодно — мал спрос. Спрос не растет, т.к. нет аппаратуры для увеличения числа спортсменов.
Как его разорвать?

1. Найти средства на выпуск большой партии (заведомо убыточный), за счет чего простимулировать дальнейший спрос.
2. Разработать и выпускать упрощенные и удешевленные модели пеленгаторов и маяков.
3. Выпускать «радиоигрушку». И для владельцев этих «радиоигрушек» проводить соревнования по специально упрощенным правилам.
4. Проводить соревнования с возможностью проката аппаратуры.

Итак, мы хотим, чтобы открывались новые секции радиоспорта и спортивной радиопеленгации, желательно в разных областях России.

Перечислим условия, которые необходимо выполнить чтобы открыть секцию:
1. Наличие руководителя, который ЖЕЛАЕТ работать за среднюю в системе образования зарплату. (Будем отдавать себе отчет, что повышение зарплаты — процесс на который сильно повлиять мы не можем). Почему я выделил «желает»? Потому что технические знания и тренерский опыт — можно получить. Главное контакт с детьми (или взрослыми спортсменами.
2. Наличие помещения и собственно зарплаты.
3. Наличие аппаратуры. Нужно как минимум по пять пеленгаторов каждого диапазона + 2 «лисы» + 4-6 микромаяков.
4. Наличие поблизости леса, лесопарка, парка и т.п. желательно с картой.
5. Наличие литературы «в помощь».
6. Информированность о календаре, положениях и т.п.
7. Возможность выезжать.

Пусть в населенном пункте Н-ск нужно открыть секцию.
Вряд ли мы командируем из Самары или Рязани туда специалиста навсегда.
Вряд ли купим (арендуем) помещение и обеспечим специалиста зарплатой.
Но здесь мы ничем не отличаемся от любого другого вида спорта.

Пусть теперь в этом населенном пункте есть директор Дворца Пионеров, который хочет открыть секцию и готов выделить на это некие средства. Пусть он даже нашел человека. Куда ему дальше?
Ко мне неоднократно обращались с такими вопросами. Максимум чем я могу помочь — подарить свою книжку и дать координаты Петрова и Бирюкова. А ведь этого недостаточно.
А. Нужна методичка: «Организуем секцию спортивной радиопеленгации».
Б. Нужно иметь пополняемый «запас» — 3-5 комплектов аппаратуры для спортивной радиопеленгации на страну для вновь открываемых секций. Давайте прикинем: 10 пеленгаторов по 3000 + 2 лисы по 3000 + 5 маяков по 500 = 38500 рублей.
В. Нужно быть готовым найти на месте или откомандировать в эту местность рисовщика спорткарты.
Г. Секцию нужно занести в реестр и наблюдать за ее работой и помогать.

Таким образом постепенно становится ясно, на что нам нужны деньги и в каких объемах.

Отвлечение №1:
СРР ежегодно разыгрывает 4 гранта по 30000 рублей. Учитывая специфику — большого разнообразия проектов не наблюдается. Почему бы не сделать конкурс «открываю клуб»?
Несколько номинаций:
— секция СРП (спортивной радиопеленгации);
— коллективная радиостанция;
— кружок скоростников-многоборцев.
Для каждой номинации — спецификация выделяемого по гранту инвентаря. 40000 рублей вполне достаточно.
В качестве требований к соискателям: наличие помещения, наличие ставки, рекомендательное письмо от руководителя учреждения, предоставляющего «крышу» ( в т.ч. для антенн ). Указать какие и откуда могут быть привлечены средства на текущую работу (ремонт аппаратуры, расх. материалы, QSL, поездки и т.п.
И самое главное — наличие «кадра»! Наличие или потенциальная возможность подготовки спорткарты.

Такие проекты рассматриваются экспертами, анализируются, в том числе на устойчивость. И 1-2 проекта ежегодно поддерживаются. При наличии большого наплыва соискателей можно поискать средства на стороне.

Победитель получает:
А. Комплект аппаратуры для СРП + командированного к нему специалиста для подготовки карты (если надо)
Б. Трансивер, антенны, фидера.
В. Компьютер с софтом (АДКМы устарели), ключи, телефоны, ПУРК.

Оборудование выдается в безвозмездное трехлетнее (максимум) пользование, после чего переходит в собственность победителя или в случае закрытия (неэффективности работы) возвращается в СРР, где после ремонта и приведения в порядок разыгрывается снова.

Контроль эффективности несложен: Для коллективки: поток QSL через бюро, дипломы, работа траффиков с радиостанциями СРР.
Для очников — участие в соревнованиях — протоколы.
За организатором остается одна забота — выезды. Но здесь тоже можно помочь. Например, для одного старта (Первенство ДСО так и просится) компенсировать стартовый взнос и затраты на проживание. Питание и дорога — ну это уж и родители наскребут. Средства можно сэкономить на автобусах — упростив дистанции, не заморачиваться с местностью. Без богатых призов — ограничиться грамотами. Тогда это будут соревнования именно детских организаций. А по КВ проводить заочно на 20-ке или 40-ке.
Конец отвлечения №1

С подготовкой кадров мало-мало разобрались. (Вопрос «Где деньги, Зин» рассмотрим чуть позже).

Теперь бы разобраться с поиском этих кадров.

Начать нужно со сбора информации.

Для начала переписать то что есть. В спортивной радиопеленгации (СРП) это:

1. Бактыбек Шаршенов
2. Алла Андрюнина
3. Константин Зеленский
4. Вадим Петров
5. Александра Фисенко
6. Александр Фисенко
7. Сергей Князев
8. Светлана Князева
9. Владимир Чистяков (хотя точнее Серега Шимбаревич)
10. Роман Савин
11. Елена Овчинникова
12. Михаил Замота
13. Виктор Прилуцкий
14. ГУАПовцы (Фалеев? Киргетов?)- не знаю, кто конкретно тренирует
15. Юрий Мазаков
16. Ваш покорный слуга
17. Юля Никонова
18. Александр Куликов
19. Ирина Зеленская
20. Виталий Ульянов

где-то пропали
Вячеслав Карнаухов
Женя Барсуков
ну и т.д.

Также можно проанализировать и коллективки.

Думая о новых кадрах, не следует забывать о том, чтобы старые не разбегались.

А для этого нужно стимулирование.

Как ни странно, многие еще работают в системе образования, а значит аттестации и прочие порфолио их головняк. Не секрет, что до последнего времени предусмотренные Положением грамоты за подготовку Победителей Первенств России порою не выдавали.

За международные достижения тренеров у нас даже просто поблагодарить порою забывают.

А моральный стимул обходится дешево, а стоит порою ох как дорого!

А потому:

Чтобы появились новые тренеры по радиоспорту профессия тренера должна стать уважаемой и престижной. Для начала в нашем, радиолюбительском кругу.

Трудная тема — аппаратура.

Трудная тем, что ее полноценное решение возможно лишь запуском серийного производства пеленгаторов, а это нереально.

Какие есть варианты?

Есть у нас конструкторы, имеющие опыт серийного производства: Анатолий Петров, Лев Королев, Николай Бирюков (ныне россиянин!). Делал приемники Виктор Романов. Умеет держать паяльник в руках и еще как Чермен Гулиев...

Себестоимость пеленгатора обратно пропорциональна объему партии заказных компонентов — плат, корпусов и т.п.

Было бы здорово размещать у уцелевших конструкторов заказ СРР в объеме, допустим, 50 пеленгаторов в год. Распределять по грантам и централизованно продавать. Склад и изготовление на заказ — это разные вещи. Тем более трудно одиночкам работать по безналу.

Второе направление — это приемник начинающего. Сейчас вроде Петров отрабатывает конструкцию и технологию. Заявлено 50 долларов.

Третье направление — радиоигрушка. Вот тут бы Мастер-Кит привлечь к делу. Конструктор приемника на 3,5 и 145 с готовыми контурами и без вещательных АРУ, с глубокой регулировкой усиления. С компоновкой платы вытянутой в длинну.

Монтировать и в пластмассе можно. Аналогично конструктор микромаяка.

А еще волновой канал с шасси по типу док-станции. Возможно с аттенюатором. Для LPD-шек. Купил, вставил, подключил кабелечек — тебе и пеленгатор. Воткнул в разъем «пищалку» — вот тебе и лиса.

Честно признаюсь: самый непроработанный и в то же время самый главный вопрос.

Вот тут бы армию привлечь! Дисциплина — вещь великая. В каждой связной части — команда. Под такое количество и серию можно выпускать. А где армия, там и призывники. А где призывники — там и дети. Тогда можно будет и школы включать...

Кстати, на вооружении есть пеленгаторы — техника — мрак. Шнуры рвутся, индикация — визуальная. С таким аппаратом даже Куликов бы заблудился...

А мне один милиционер хвастался, что у него есть «зеленый военный пеленгатор» он им подчиненных контролирует — откуда они докладывают на 148 МГц — с маршрута или из кафе. Поехал посмотреть на чудо. Оказалось старый двухэлементный «Алтай-145» с радиокомпасом...

PR или общественное мнение.

Для начала рассмотрим цели и задачи данного направления, а потом — какие формы «пиара» мы можем использовать.

Итак, цели.

Цели очень просты: показать полезность радиолюбительства в глазах окружающих. Зачем?

— Чтобы родители пускали детей в секции.
— Чтобы руководители давали ставки и помещения.
— Чтобы соседи не жаловались на антенны
— Чтобы милиционеры спокойно относились к человеку с радиостанцией или пеленгатором.
— Чтобы появлялись спонсоры.
— Чтобы меценаты помогали материально.

Ну и т.д.

Прежде чем рассматривать средства, давайте попробуем сформулировать собственную полезность сами. Пишу как приходит в голову без какого-либо ранжирования. И делить на беговые и сидячие дисциплины не буду — т.к. считаю, что нужно стремиться к неделимости. Но об этом позже.

Итак, ребенок, занимаясь радиоспортом:

— улучшает здоровье (а если нет — это издержки неграмотной программы!)
— получает практику в освоении школьных предметов: физики, математики, информатики, географии, иностранного и русского языков (речь!)
— расширяет круг общения
— получает профоориентацию
— получает навыки военной специальности — интеллектуальной, не стройбат.
— получает все возможности спортсмена: участие в соревнованиях, награды за занятые места, разряды и звания.
— получает возможности быть отмеченным радиолюбительскими наградами.
— заполняет свой досуг полезным и познавательным делом — в будущем это хобби, пожалуй лучшее чем пить пиво или играть в домино.

Посмотрим на плюсы-минусы и сравним с другими видами деятельности.

«Только радиоспорт может сделать человека хилым и горбатым» — легко превращается в плюс: Если не просиживать в «шеке» или радиоклассе, а ходить в радиоэкспедиции, бегать в лесу хилым и горбатым стать не грозит. Зато радиоспорт доступен детям с ограниченными возможностями (инвалидам, в том числе с тяжелыми поражениями ОДА).

Туризм — мы можем разнообразить радиоэкспедиционной деятельностью. Простое прохождение маршрута получает ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ смысл. При грамотном подходе радиоэкспедиция превращается в мощнейшее дидактическое средство.

Бег — как и ориентирование (часть многоборья) и радиопеленгация открывают умненьким, но отстающим в физическом развитии детям путь в спорт. В младших группах появляется возможность повысить свою самооценку как спортсмену, преодолеть стеснение и избегание подвижных игр и состязаний.

Информатика — я вообще не понимаю изучение компьютера ради изучения компьютера. А еще изучение языков и вордов-экселов. Здесь же конкретная цель: программирование — ясно зачем. Готовые программы — тоже ясно. Цифровая связь вкупе с Интернет дает возможность руками пощупать стек сетевых протоколов...

Аналогично радиотехника превращается из запущенной выставленной и забытой поделки в постоянно совершенствуемый инструмент.

Ну и конечно, не следует забывать про самую важную аудиторию пиара: самих детей, которые придут к нам заниматься.

Итак, чем интересен радиоспорт самим детям:

1. Как и писалось ранее, у физически слабых появляется возможность реализоваться в спорте.
2. Работа с техникой, современной, старой, военной, самодельной и т.п.
3. Общение в эфире — не нужно сравнивать с мобилой или интернетом. Радио объединяет плюсы: Заранее неизвестно кто «на том конце провода». И все-таки живой голос, живой писк морзянки. Это больше из романтики, а она, поверьте для подростка, даже в наше время прагматиков, главное.

Возможно кто-нибудь что-нибудь добавит. Но боюсь, что все добавленное присуще и другим видам спорта.

==============================

Теперь перейдем к формам и методам пиара.

Начнем со средств с помощью которых мы можем донести информацию о нас до аудитории:

1. СМИ, в т.ч. газеты, журналы, радио, TV.
2. Расклейка плакатов и объявлений.
3. Адресная почтовая рассылка (в ящик)
4. Наружная реклама — баннеры, штендеры и т.д.
5. Промоутинг — раздача буклетиков.
6. «громкоговорящая» машина
7. Дисплеи и бегущие строки в транспорте и на улицах.
8. выступления на различных мероприятиях.
9. Участие в выставках и конференциях.
10. Организация массовых акций и мероприятий.
11. Интернет

Ясно, что львиную долю рекламы придется оплачивать. Давайте подумаем, как этого не делать.

СМИ возьмет деньги за объявление, но с удовольствием осветит на своих страницах (экранах) мероприятие или сообщит о достижениях. А за готовый материал ДАЖЕ можно получить гонорар.

Значит, дело за самим мероприятием.

Традиционный «День открытых дверей» — это хорошо. Это мы пускаем посетителей к себе.

А хотелось бы еще и выйти «в народ».

Во время массовых праздников можно провести весьма эффективные акции. Что можно предложить?

Всевозможные площадки в форме аттракционов:
«Лабиринт» с радиомаячками.
Маяки, коммутируемые по кругу.
Компьютерный симулятор.
Работа радиостанции прямо в сквере с трансляцией «на громкую».

или без радио:

искусственный Лабиринт с картой.
Соревнования на скорость отметки компостером или ЧИПом.
Ориент-шоу — соревнования где КП стоят в прямой видимости.

Цитата с cqham.ru:

Я уверен, если на 9 мая, великий Наш День Победы, поставить импровизированную плащ палатку, поставить какой-нибудь Шорох или Р-109-М на худой конец, тут дело даже не в исторической достоверности, и добрый дядя в гимнастерке (радиолюбитель) и форме ВОВ, будет давать БЕСПЛАТНО детишкам связаться, поговорить по настоящей ВОЕННОЙ РАЦИИ, в стиле «Звезда-Я Земля», «Ольха, Ольха, как меня слышите», подсказывая при этом ребятишкам что и как нажимать, что и куда говорить, мы получим в будущем точно несколько радиолюбителей или профи в области связи. А про неизгладимые впечатления и восторг детей, особенно пацанов я вообще молчу. Вот откуда все начинается.

Тоже оттуда:
(AlexM)

попробуйте провести агитацию на радио. Поступил так:

договорился с ведущим, что он будет задавать простенькие вопросы а

я на них отвечал в виде коротенького рассказа. Еще мой знакомый и моя жена по телефону задавали мне вопросики так же по теме и не сложные. В общем не знаю как, хорошо ли плохо ли рассказывал я о радиолюбителях, но пять человек были готовы записываться в кружок. Думаю любая агитация имеет свой плюс.

Вчера распечатал с сайта LPDhet.ry статью — что такое ЛПД, прошелся в школу которая недалеко от моей работы и предложил приклеить рекламку в библиотеку и в компьютерном классе.

Более масштабно:

Парковая СРП и парковое радиоориентирование — с прокатом аппаратуры — довольно сложно реализовать для полностью «левой» публики, а именно она нас и интересует.

R-Трэйл (по аналогии с О-Трэйлом) или «охота по тропам». Можно для инвалидов, и не только для них.

Идея проста: в парке несколько рубежей. На рубежах задания:

1. В карточке позывной и частота. На местности — три маяка с номерами. Задача — вписать в карточку номер, соответствующий позывному маяка.

2. В карточке три разных позывных и частоты. Указать, какой позывной и частоту имеет маяк с указанным номером.

3. Дана частота и номер «лисы». Даа карта размеченная клетками. Указать, в какой клетке «лиса», запеленговав ее с разных рубежей.

Параллельно можно проводить и мероприятие по спортивному ориентированию.

А еще можно устроить радиообмен телефоном — с несмысловым текстом на время. Даже радиостанции необязательны. Можно обойтись двумя телефонными трубками с угольными микрофонами, батарейкой и кабелем.

Ну и конечно, различные викторины.

Кстати, на базе викторины можно придумать интересный «квест»:

На КП висит вопрос с тремя вариантами ответов. Каждому варианту соответствует фрагмент карты со следующим КП. На неправильном ответе КП тупиковый. На правильном — со следующим заданием.

Но обязательно должны быть призы (хотя бы мелочь — конфетка, брелок, авторучка).

Обязательно доброжелательные инструкторы с подвешенными языками и в специальных футболках.

Обязательно наглядная агитация — стенды, плакаты, инсталляции.

Обязательно раздаточный материал — буклеты, листовки, визитки.

Да, но эти мероприятия тоже нужны деньги:

1. Сувениры
2.Полиграфия
3. Труд.

Но труд — это ребята наших же секций, копеечные сувениры можно нахаляву получить в любой крупной фирме — для них это халявный промоутинг. Остается полиграфия. Но почти у каждого дома есть принтер...

А если замахнуться на масштабный проект, с серией мероприятий, большим числом участников, с конкретными целями и результатами — можно попробовать и получить грантовые средства.

Теперь некоторые организационные соображения.

СРР — мощная структура. Однако развитие молодежного радиолюбительства — это не главная задача и эта задача тонет в массе вопросов решаемых СРР и в которых заинтересовано большинство радиолюбителей.

Это хорошо заметно по интернет-баталиям: претензии и предложения сыпятся по QSL-обмену, Регламенту, порядку оформления позывных, судейству тестов ну и т.п.

Обсуждения «молодежной» проблемы сводится к вздохам и воспоминаниям. И это объективно и неудивительно.

Немного отвлекусь.

Уверен, что молодежное радиолюбительское движение в первую очередь нужно рассматривать именно в рамках радиоспорта.

Потому что спорт — это игра, это соревнование, это самоутверждение и т.п. Потому что мотивацию легче всего обеспечить именно в спорте.

Далее. Не подумайте, что я плохо отношусь к скоростной радиотелеграфии и радиосвязи или «тяну одеяло» на СРП. Но считаю, что связь в дополнение к многоборью (двоеборью) или охоте — это нормально. Чистая радиосвязь — приоритет должен быть гораздо ниже. Причины две:

Здоровье детей-радиолюбителей, их физическое развитие. Здесь два момента — собственно здоровье, плюс отсутствие необходимости заниматься еще в какой-нибудь секции. Без физических нагрузок нельзя, так пускай это будут радиоспортивные нагрузки.

Вторая причина — спорт — это явление понятное и чиновникам и обывателям. А «любительство» в лучшем случае вызывает выразительное вращение у виска.

Поэтому я считаю, что необходимо наличие РАДИОСПОРТИВНОЙ структуры: Федерации Радиоспорта РФ.

Во-первых — этот термин понятен чиновникам спорткомитетов всех уровней.

Во-вторых — спортивные вопросы имеют четкие границы и четкую специфику.

В то же время городить еще одну всероссийскую организацию — по меньшей мере не мудро.

Поэтому я предлагаю зарегистрировать «некоммерческое учреждение „Федерация радиоспорта России“. В качестве учредителя — СРР. А если получится, то и РОСТО. Председателя Федерации — назначать решением руководства СРР. И на местах также создавать ее отделения. Такая централизация сыграет только в плюс — хотя бы тем, что расставит приоритеты по отношению к „местечковым“ интересам и нездоровым амбициям отдельных лиц.

Федерация радиоспорта получит очерченный круг задач и четкие критерии качества их решения.

Должностные лица Федерации являются назначенными — а значит не теми, кто красиво говорит и пухло надувает щеки, а теми, кто делает конкретные дела. Какие — описано выше.

Опыт работы в Комитете по СРП показал, что „демократическое“ обсуждение любых документов необычайно затягивает процесс их подготовки. А разногласия практически невозможно решить голосованием — т.к. неясно кто имеет право голоса.

Неслучайно в стране власть законодательная и власть исполнительная разделены.

А Устав СРР, Положение о Федерации и Правила соревнований по радиоспорту будут той самой Конституцией „гарантом“ которой выступит президент СРР.

Некоммерческое учреждение не имеет членства, а значит, вопрос „кто голосует“ снимется сам собой. Вместе с тем — есть конкретная инстанция — Президиум СРР, который может разрешить спорные вопросы, реагировать на жалобы, выступать третейским судьей.

Выделенный выше текст писался до принятия новой редакции ФЗ о Физической культуре и спорте, который четко установил, что федерация должна быть общественной организацией, т.е. основана на членстве и что в ее названии должно присутствовать указание на вид спорта. Так что придется вносить некие изменения в учредительные документы СРР. Остальное, в принципе, остается в силе.

Конечно, возникает вопрос оплаты труда сотрудников федерации. Но вопрос этот решаем:

1. СРР все равно вынужден содержать освобожденных работников.
2. Привлечение соучредителем РОСТО позволит дополнительно изыскать ФОТ.
3. В конце-концов — добровольцев тоже никто не отменял. К счастью остались еще люди, готовые внести посильный вклад личным трудом безвозмездно.

Для создания учреждения не нужно созывать съезд или Конференцию. Юридически все оформляется быстро.

Теперь немного об опыте работы с ребятами.

Начну с главного и самого важного: без этого ничего не выйдет.

Нужно любить детей. Любить настолько, чтобы получать удовольствие от самого процесса занятий, от наблюдения, от общения, от радости за их успехи, от сопереживания за неудачи.

Если во главу угла поставить зарплату, спортивные достижения и т.п. — все дело обречено на неудачу. Хотя бы потому, что заработать здесь невозможно, а лозунг „медали любой ценой“ чреват и личными разочарованиями и психологическими травмами у воспитанников.

Поскольку я адресую свои „опусы“ в первую очередь „начинающим наставникам“ немного пробегусь по проблеме набора детей. Здесь будет много банальностей, но для новичка — это все-таки подспорье.

Следует сразу отметить, что если из 20 пришедших на первое занятие к концу года остались двое — это НОРМАЛЬНО. Так практически во всех видах внешкольной работы. И не стоит по этому поводу комплексовать.

Проблема многих начинающих педагогов, в том, что они заранее строят модель: наберу группу, буду с ней заниматься, к концу года поедем в экспедицию, на соревнования и т.п.

А группа разбегается с первым снегом или с первыми звуками морзянки. Итог — разочарование, недовольство руководства учреждения и т.д.

Нужно изначально рассчитывать на то, что придется перебирать школу за школой, микрорайон за микрорайоном, отбирая заинтересованных ребят и постепенно строя коллектив из тех, кто так же как и вы загорелся радио.

А значит и учебная программа должна быть на это рассчитана.

Цитата:


В данной Программе вы не найдете привычного поурочного плана. В работе сделана попытка систематизировать понятия о спортивной радиопеленгации, разобрать составляющие мастерства. Даны рекомендации по организации обучения и тренировок, приведены нормативы. Данная Программа рекомендована к использованию в УДО Самарской области.

Эта программа писалась давно. Кое что переосмыслено. Но главное — остается в силе.

Те требования, которые выдвигают к программам образовательные чиновники — невыполнимы. Либо программы получаются нереальны.

Хотите модель? Думаю, меня поймут не только математики.

Представьте себе площадку с осями координат x и y.

На площадке есть точка с заданными координатами, которой нужно достичь. А изначально, ваши воспитанники стоят в разных точках — у них различный уровень начальной подготовки.

Занятие задает некоторый вектор (в данном случае в смысле направления) движения. Любая программа рассчитана на то, что вектор будет параллелен прямой, соединяющей начало координат с целевой точкой.

Но для ребят с разными навыками будет заметно, что выбранный вектор не ведет их прямо к цели. У них должны быть другие траектории.

Вот пришла девочка. На кроссе выигрывает у мальчиков. Но сравнивать и оценивать расстояния для нее очень сложная задача.

Пришел мальчик. Еле двигается. Но отличник, мгновенно считает, отличное воображение, музыкальный слух, чувство ритма.

Как можно заниматься с ними по одной программе?

Нужна программа каждому своя — без программы чиновники работать не дадут. Смею предположить. Никаких программ не напасешься.

Выход — структура программы в доп. образовании должна в корне отличаться от структуры в общем образовании.

Используя модель — нужно выбрать ключевые, важные точки в системе координат. Через эти точки должен пройти каждый ребенок. Но вектор движения между точками должен выбираться педагогом самостоятельно, на каждом занятии. Потому что он ПЕДАГОГ, а не бездушный робот.

Такую программу не дадут написать, принять и по ней работать. По простой причине:

Идиотов, которые собственную ограниченность прикрывают инструкциями и традициями предостаточно не только у нас, но и в других странах. Но по удивительному стечению обстоятельств, наибольшая концентрация этих деятелей именно в системе образования.

Я получил предупреждение на QRZ.RU за сравнение системы минобраза с выгребной ямой, где все что легче — всплывает вверх.
И хотя такое сравнение грубо и „дурно пахнет“, я считаю его очень удачным.

Но все это не означает, что положение безвыходное. Просто это означает, что подход должен быть другой. На чиновников нужно выходить коллективно, с конкретными, оформленными на бумаге проектами и документами, давить на них через депутатский корпус, жаловаться в прокуратуру — не давать покоя.

Не можешь работать — уйди, не мешай. А у нас, к сожалению, пригревшись рядом с кормушкой, люди, в т.ч. носящие звания членов СРР порою действуют в ущерб общему делу.

Но хоть я и призываю не комплексовать по поводу отсева,
нужно настойчиво интересоваться, по какой причине ребенок отсутствует на занятии, почему решил бросить и т.п. Во-первых такая заинтересованность наставника дает воспитанникам почувствовать собственную значимость. Во-вторых появляется ценнейшая обратная связь — опыт на будущее.

Следует постараться в кратчайшее время познакомится с родителями, узнать о семейной обстановке.

Важное правило: Если родители категорически против занятий, а ребенок рвется к вам в секцию — не пускайте процесс на самотек. Выясните, какие сомнения одолевают родителей. Если это по неинформированности — постарайтесь разъяснить неясности. Если же родителей принципиально не устраивает:

— то что ребенок будет выезжать в лес
— то что ребенок будет заниматься по воскресеньям
— то что ребенок будет брать в руки паяльник и иметь дело с электроприборами
— то что ребенок будет выезжать на соревнования возможно в другие города
— то что у ребенка будет насыщенное лето ну и т.п.

То как это не печально — с таким ребенком придется расстаться. Убеждать в соблюдении ТБ и т.п. бесполезно и чревато проблемами в будущем.

Теперь о самом наборе. Что-то может показаться спорным — я буду опираться на личный опыт, у кого-то может оказаться и по-другому. Так что подходите к вопросу творчески.

Итак, самый бесполезный способ набора в плане количества — это объявления. В школах, на столбах, подъездах — неважно. Однако дети, пришедшие по объявлениям — остаются чаще. Поэтому совсем отвергать такую форму привлечения не нужно.

Другой способ — это „хождение по классам“. Краткое объявление в паузе урока приносит больший эффект чем настенное объявление, но в последние годы эффективность такого средства снизилась.

Самый лучший способ — это непосредственно позаниматься с детьми. Организовать мини-соревнования и т.п. Причем важно не просто показать, но и „дать потрогать“.

Интересные наработки есть у Чернышева Сергея из Калининграда — он приходил в школу с компьютером, где стояли игры-симуляторы радиоориентирования.

Можно прийти в класс с пеленгатором и микромаячком. Можно устроить в школьном дворе слепой поиск, радиолабиринт и т.п. (я немного повторяюсь — в части про PR я об этом писал)

Эффективность такого набора может проявиться не количеством пришедших на первое занятие, а меньшим процентом отсева.

Но вернусь к тому, с чего начал. Все-таки главный фактор — личность педагога. В первую очередь дети приходят не в радиоспорт, не за медалями. Они приходят к педагогу.

Подведу некоторые итоги сказанному.

Мы рассмотрели факторы и показатели развития, выделили проблемы, наметили пути их решения, предложили некую организационную структуру для реализации этих путей.

Теперь нужно наполнить структуру организационным смыслом и обеспечить ресурсами. Я подбираюсь к долгожданной (надеюсь ) теме:

»Где деньги, Зин?".

Как бухгалтерия держится на дебете-кредите, так и мы посмотрим на финансы с двух позиций:

Можно деньги где-то взять.

А можно их не отдавать.

Итак, какие ресурсы мы УЖЕ ИМЕЕМ сегодня?

1. Бюджетные средства, выделяемые на спорт на федеральном, региональных и местных уровнях.

«У нас не выделяют» — это явление временное и решаемое.

Нужно представлять себе следующее: Российское законодательство предусматривает финансирование спорта. И олимпийских и не олимпийских и технических видов.

Понятно, что приоритет отдается олимпийским видам. Но это не означает полное отсутствие средств на остальные виды.

Какие виды спорта могут финансироваться? Ответ: официально признанные государством, внесенные в соответствующий реестр видов спорта. Радиоспорт принадлежит к их числу.

Давайте посмотрим федеральный уровень. Именно по радиоспорту.

Росспорт выделяет медали на Чемпионаты и Первенства России. Росспорт выделяет средства на командирование сборных команд в части проезда и оформления виз.

С сайта СРР Цитата:

20/10/07

17 октября с. г. в ЦС РОСТО (ДОСААФ) состоялось совещание директора департамента спорта ЦС РОСТО (ДОСААФ) И. Степанова с представителями федераций, союзов и ассоциаций по авиационным, техническим и военно-прикладным видам спорта и начальниками центральных клубов РОСТО(ДОСААФ) по вопросу финансирования соревнований 2008 г. Союз радиолюбителей России представляла начальник спортивного отдела З. Гераськина. По предварительным прогнозам из денег заложенных в бюджет Росспорта на финансирование сборных команд России для участия в международных соревнованиях на радиоспорт ожидается выделение 920 тысяч рублей.

А значит, имеется прецедент и повод для общения с региональными структурами. По логике вещей региональные органы спорта должны выделять средства на командирование сборных команд и награждение на областные соревнования.

Но времена, когда деньги давали в кожаном кошеле давным давно прошли. Ныне, деньги перечисляются через банк, выдаются под отчет, а потом копии отчетных документов направляются тому, кто эти деньги выделил.

Значит, для решения вопроса необходимо иметь юридическое лицо. О Федерации радиоспорта я уже писал. Это лучший вариант. Но у нас в Самаре такое взаимодействие осуществляется через РОСТО и довольно успешно. РОСТО (ДОСААФ) имеет помещение, имеет штатных инструкторов и бухгалтерию. Самостоятельной федерации придется вести бухучет на свои средства.

Далее. Должен быть правильно запущен бюджетный процесс. В органы спорта, своевременно поданы проект Календаря, заявка на финансирование, расчетно-сметная документация. Может в первый год и не дадут. Нужно обратиться в бюджетный комитет региональной Думы. Можно выйти с письмом непосредственно на губернатора. Вариантов много. Главный лейтмотив: нужно не просить денег, не просить абстрактного финансирования, а ТРЕБОВАТЬ субсидии на конкретные соревнования по ПРИЗНАННОМУ ГОСУДАРСТВОМ виду спорта. Иметь реалистичную смету, проект Положения и т.п.

По абсолютно аналогичной схеме можно действовать и на муниципальном уровне.

Приведу, опять же самарский опыт. Я обладаю информацией, т.к. «Контур» давно уже де-факто стал «исполнительным органом» городской и областной федераций спортивного ориентирования.

По региону. Федерация ориентирования не имеет юрлица, но выступает во взаимоотношениях с Департаментом спорта самостоятельно. (заметьте, вид не олимпийский!). А финансирование осуществляется через «Контур». На расчетный счет поступают деньги, выдаются ответственным от Федерации лицам, принимаются отчеты, предоставляются в Департамент.

По радиоспорту деньги идут через РОСТО (ДОСААФ), и все бухгалтерские и организационные хлопоты лежат на них, за что им огромное спасибо.

По городу. Новая Руководитель городского спорткомитета И.В.Николаева начала свою деятельность с того, что встретилась со всеми руководителями Федераций, побеседовала, отсеяла самозванцев, получила заявки...

В текущем году были профинансированы городские соревнования по СРП: карты, судьи, призы.

Финансирование опять же идет через «Контур», но непосредственно за проведение отвечает МО СРР по г. Самара.

Ориентировщики тоже работали через наш расчетный счет.

Таким образом, существует законодательная база для обеспечения некоторого объема финансирования мероприятий по радиоспорту.

Однако, есть и другая сторона медали. Чтобы не получилось «Мимо носа носят чачу мимо рота алычу» (© В.С.Высоцкий) нужно не только убедить региональные и муниципальные органы власти выделить деньги, но и сделать так, чтобы эти деньги начали работать на развитие.

Сейчас есть отборочный рейтинг, есть устраивающие всех принципы формирования сборной России.

А есть ли такие рейтинги в регионах?

(продолжение)

19.11.2014
3615

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!